человек думает мозгом или душой? МНЕНИЕ НЕЙРОХИРУРГА: СВОБОДА ВОЛИ СУЩЕСТВУЕТ, ЛИЧНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНА
В ХХ в. было предпринято несколько крупных исследований, давших нам картину того, что такое человеческое мышление. Одно из таких исследований провел канадский ученый Уайлдер Пенфилд. Он был выдающимся практикующим нейрохирургом, первым, начавшим производить операции над больными эпилепсией. Пенфилд начал свою карьеру как материалист, а окончил как убежденный дуалист.
Он проводил операции над пациентами, вскрывая их черепную коробку, когда они находились в сознании. Он использовал местную анестезию, пациенты не чувствовали боли. Манипуляции с мозгом не дают ощущение боли. Он изучал их мозг, стимулируя различные его регионы, дабы найти, что вызывает эпилепсию, чтобы потом заниматься лечением больных. Были проведены несколько тысяч экспериментов. Когда Пенфилд стимулировал мозг пациентов, это служило причиной разного рода ощущений у них: он мог вызвать поднятие рук, ног пациента, шевеление лица, стимуляция мозга вызывала даже видение вспышки пациентом или произношение им слова – все зависело от того, какую часть мозга он стимулировал.
Но одна очень важная вещь была замечена Уайлдером Пенфилдом: он ни разу не смог вызвать у пациента действие от первого лица при стимулировании мозга. Другими словами, когда он стимулировал мозг, и это вызывало некий эффект, выражавшийся в движении конечностей и т. д., он спрашивал пациента: кто это сделал? И всегда ответ от всех пациентов был один: вы стимулировали меня, это не я поднял конечность. И всегда пациенты могли различить, когда они сами двигали руками, проявляя свободу воли, а когда это было непроизвольным движением, вызванным стимуляцией мозга.
Более 30 лет экспериментов с электродами Уайлдер Пенфилд пытался найти, где находится личность в мозге, ответственная за волевые акты, но так и не нашел, придя к выводу, что личность нематериальна.
Другая вещь, поразившая Пенфилда — это вопрос: почему не встречается мыслительных припадков? При припадках люди могут падать, дрожать, дергая конечностями, при этом больной может ощущать аномальные запахи, испытывать зрительные ощущения, но никто никогда не начинает заниматься вычислениями, никто не размышляет над принципами справедливости, никто не философствует о науке и политике. Вопрос в том, что, если большие участки мозга являются источником мыслительной деятельности, как утверждает материализм, то почему случайным образом припадки не заставляют вас размышлять вместо того, чтобы поднимать руку?
Два основных экспериментальных наблюдения, заставивших Пенфилда пересмотреть философские взгляды и стать дуалистом — это:
• невозможность обнаружить личность и источник волевых решений в участках мозга при его стимуляции;
• невозможность интеллектуальных мыслительных припадков.
Всё это привело его к выводу о том, что интеллект (мышление) и воля человека не находятся в мозге и они не материальны. Мозг служит передатчиком, но не рождает эти феномены.
Penfield, The Mystery of the Mind, pp. 77-8